Слово дня — Введение в NPV
Мы продолжаем серию статей о корпоративных финансах
Основная задача менеджеров любой коммерческой компании – зарабатывание денег. Увеличение доходов приводит к росту стоимости акций компании, а этот рост, в свою очередь, ведёт к обогащению акционеров. Менеджеры решают множество задач, связанных с оценкой инвестиционных идей, а также выбором наиболее перспективных. Вложения в успешный проект позволят максимально увеличить стоимость компании при минимальных рисках.
Существует множество методов и метрик анализа инвестпроектов. Методы оценки могут быть как универсальными и использоваться в любой сфере бизнеса, так и узкоспециализированными. Например, модель оценки рентабельности нефтяных месторождений. Одной из наиболее известных и универсальных метрик является NPV (от англ. net present value) – показатель чистой (net), приведённой к текущим деньгам (present) стоимости (value) инвестиции. NPV рассчитывается, как сумма требуемых для запуска проекта вложений (обычно этот показатель отрицателен, т.к. речь идёт об оттоке средств) и сегодняшней стоимости всех будущих потоков платежей, которые обеспечит инвестиция.
Таким образом, NPV можно рассчитать по формуле:
NPV = Co + PV
PV – стоимость всех будущих платежей проект сегодня
Co – требуемая сумма инвестиций (обычно она отрицательна)
Смысл формулы заключается в том, что проект будет рентабелен, когда текущая стоимость всех будущих доходов проекта превысит стоимость инвестиций.
Важный нюанс: при расчёте текущей стоимости будущих потоков за % ставку r нужно брать не “безрисковую” доходность, как мы делали ранее, а альтернативную доходность. Инвестиционные проекты в компаниях обычно предполагают определённый риск, поэтому и альтернативой таким проектам правильнее будет брать не “безрисковую” доходность ОФЗ, а, например, среднюю доходность индекса Мосбиржи за последние несколько лет. Соответственно, при расчёте PV будущих потоков платежей инвестор будет дисконтировать их на бОльшую величину, т.к. рискованный рубль для инвестора менее ценен, чем рубль безрисковый.
Первое правило использования NPV – инвестировать в проекты только с положительным NPV.
Второе правило NPV – инвестировать в проекты, доходность которых выше, чем альтернативы (например, общедоступные инвестиции в облигации или акции).
В теории, если компания имеет большой объём свободных средств, она будет инвестировать его в бизнес-проекты (при условии, что их NPV положителен). В случаях, когда возможностей для инвестиций нет, компания будет выплачивать средства акционерам в виде дивидендов. На практике бывает по-разному: многие публичные компании (среди которых, например, мировой гигант Apple или отечественный Сургунтнефтегаз) имеют большие объёмы “кэша”, которые они могут годами никуда не инвестировать.
Школа МосБиржи