NFT-токены или пара слов об альтернативных инвестициях
В последнее время в новостях из мира искусства все чаще можно увидеть загадочную аббревиатуру NFT.
Недавно блокчейн-компания Injective Protocol купила работу эпатажного художника Бэнкси за $95 000 .
Покупка была совершена с целью сжечь полотно, транслируя происходящее в Twitter. Сразу после этого события — компания выпустила цифровой NFT «токен», который олицетворял «цифровой образ» уничтоженной картины. Ожидается, что токен будет продан в разы дороже оригинала.
Далеко не всегда процесс «оцифровывания» предметов искусства связан с их уничтожением. В начале года канадская певица Grimes продала цифровую коллекцию рисунков и видео за более чем $6 млн с помощью аукциона на площадке Nifty Gateway.
NFT или non-fungible token (в переводе «незаменяемая запись») — технология, созданная на основе смарт-контрактов Ethereum, которая подразумевает создание уникальной записи, защищённой от возможности подделки. Например, если в криптовалютах одна «монета» ничем не отличается от другой, кроме истории владельцев, то в случае с NFT каждый токен уникален, не поддаётся разделению или подделке. Ожидается, что именно NFT поможет решить проблему учёта прав на цифровые активы. Уже сейчас работают площадки (1 или 2), которые позволяют ценителям искусства купить изображения/музыку в виде NFT, а творцам — «обессмертить» своё творчество в виде токена и заработать на его продаже.
При этом, инвестиции в искусство, как и многие альтернативные инвестиции, не так просты, как может показаться. Традиционно такие активы, как живопись или редкий сорт вина, сложно назвать ликвидными. Ведь каждый экземпляр уникален и неискушённому инвестору бывает сложно определить подлинную ценность. Сложности могут возникнуть не только с оценкой, но и с продажей. Инвестору необходимо искать узкоспециализированные площадки или аукционы, процесс продажи может затянуться на месяцы и годы.
Другая особенность такого рода активов — длинный временной горизонт инвестирования. Искусство может дорожать в разы, но для этого требуется довольно много времени. Не говоря уже о рисках, даже эксперты не всегда могут предсказать тренды капризного и постоянно меняющегося рынка.
Если фантазировать на тему популяризации таких вложений, первыми на ум приходят ETF. Возможно уже в этом десятилетии инвестиционные компании научатся «упаковывать» непохожие друг на друга активы в фонды, доступные розничным инвесторам, по аналогии с фондами недвижимости. Но пока инвестиции в искусство остаются довольно рискованным занятием для ограниченного круга профессионалов.
Школа Московской биржи