Стоит ли покупать машино-место, если у вас нет машины? Да – в качестве инвестиции!
Вопрос хранения личного транспорта существует с того момента, когда человек приручил первую лошадь. Даже в советское время, когда все было общим, за право обладания машино-местом приходилось бороться, как это показано в фильме Эльдара Рязанова «Гараж». И с тех пор проблема не потеряла свою актуальность.
Ваши лошадиные силы могут украсть, испортить или оштрафовать, если они хранятся не на личной парковке, а где-то во дворе у дома. Сколько же нужно потратить, чтобы спать спокойно, находясь в полной уверенности, что машина надежно укрыта?
Солидный довесок к квартире
По информации столичных застройщиков, машино-места в жилых районах комфорт-класса обычно стоят до 1 млн рублей. В бизнес-классе цена уже дороже – 2-2,5 млн рублей, в премиальном сегменте – около 4-5 млн. Самые дорогие машино-места в элитных жилых комплексах могут стоить до 12 млн рублей и дороже.
В регионах цены, как правило, коррелируют со стоимостью квадратного метра жилья и поэтому ниже московских. Но тоже ощутимо бьют по карману. Например, в Челябинске, где размер средней зарплаты составляет 35 тысяч рублей, их стоимость находится в диапазоне от 200 тысяч до 2 миллионов.
На цену паркинга влияет статус жилого комплекса и его местоположение. Но это не единственные характеристики.
Роман Соколов, руководитель отдела продаж Est-a-Tet, поясняет: «На стоимость оказывает влияние и обеспеченность проекта машино-местами – сколько их предоставлено на количество квартир, и положение самого места в паркинге. Те, что находятся дальше всего от лифтов, обычно стоят дешевле. Цена также может зависеть и от удобства парковки, наличия рядом колонн».
Кроме того, дефицит машино-мест острее ощущается в комплексах бизнес- и премиум-класса, чем в жилье комфорт- и стандарт-класса. Очевидно, что состоятельные люди владеют большим количеством автомобилей на человека, чем менее обеспеченные, и могут себе позволить машино-место для каждого.
Каждому по месту
Если стоимость машино-мест сопоставима с ценой самих квартир и ощущается их дефицит, то почему бы девелоперам не строить паркинги под каждым домом или рядом с ним в нужном количестве? Оказывается, не все так просто.
Ирина Морозова, директор по маркетингу Time Development, уточняет: «Строительство многоуровневого надземного паркинга в проекте подчиняется специальным ТЭПам, коэффициентам. Для каждого класса жилья и локации они свои. Считаются эти коэффициенты от количества квартир и жителей в комплексе. Возведение надземного паркинга обойдется застройщику на 30% дешевле подземного, но и цена парковочных мест будет ниже, чем в подземном паркинге».
А высокая себестоимость строительства подземного паркинга не позволяет застройщику замораживать средства на такой длительный период. Ведь спрос на машино-места не стимулируется льготными ипотечными программами. И продавать их на этапе котлована с учетом небольшой наценки девелоперам невыгодно.
«Ликвидным машино-место является, когда застройщик выставляет его на продажу на раннем этапе строительства, – обращает внимание Александр Трыкин, генеральный директор IKON Realty. – Однако большинство застройщиков продают их по максимальной стоимости непосредственно перед сдачей объекта в эксплуатацию. Исключением является случай, когда машино-места входят в цену покупки квартиры или апартаментов».
Отдельностоящие паркинги на несколько этажей не пользуются популярностью и поэтому не возводятся в массовом порядке рядом с жилыми комплексами. Возможно, ситуацию изменит набирающая обороты концепция «двор без машин», которая заставит покупателей квартир приобретать теплые машино-места, чтобы не парковать свой автомобиль за несколько километров от дома.
Сплошная выгода
Между тем, покупка места в паркинге является одним из лучших видов консервативных инвестиций. Их доходность сопоставима с покупкой жилья для сдачи в аренду, а сроки возврата инвестиций бывают меньше. Особенно в региональных областных центрах. При этом нет никаких проблем с соседями, порчей имущества и тому подобных ситуаций. Потому что ничего этого просто нет.
И ликвидность машино-места, в отличие от квартиры, гораздо выше благодаря более низкой стоимости. Кроме того, место на паркинге гораздо удобнее использовать в качестве залога для привлечения оборотного капитала. И продавать с обременением его тоже проще.
Стоит ли это делать? Отвечает Вера Стефан, коммерческий директор ASTERUS: «Если вы заинтересованы в покупке машино-места, то безусловно стоит. Рисков тут никаких нет. Даже если застройщик отдал его в залог банку, при его продаже он выведет объект из-под залога сразу перед сделкой, либо после погашения залоговой стоимости».
Купить такое место можно и в кредит. Банки охотно кредитуют такие объекты по ставкам как на вторичное жилье. При этом сумма кредита ниже, поэтому получить его проще. И сопутствующие платежи, такие как оценка и страховка, тоже ниже. Сплошные плюсы.
Есть лишь один существенный для каждого россиянина минус. На паркинге, в отличие от традиционного гаража, не поставишь верстак, не свезешь все ненужное барахло из квартиры, не опустишь в погреб соленья-варенья. А еще не встретишься с соседями, не пожаришь шашлык и не выпьешь сто грамм за здоровье жены, пока она этого не видит.
Становится ли недвижимость в Москве доступней? Что можно купить в пределах семи миллионов рублей
Квадратный метр «вторички» в России впервые с мая 2020 года не вырос в цене
Цены на новостройки начали возвращаться к уровню прошлого года